Информация о Турции


Посольство России в Турции
Посольство Турции
Таможня в Турции
Валюта Турции
Необходимые телефоны
Климат в Турции
Транспорт в Турции
Прокат автомобиля в Турции
Правила вождения в Турции
Коды автом-номеров Турции
Погода в Турции
История Турции
Флаг и герб Турции
География Турции
Население Турции
Религия в Турции
Обычаи и нравы в Турции
Праздники Турции
Медицина в Турции
Виза в Турцию
Телефонные коды городов Турции
Флора и фауна Турции
Важно знать в Турции
Магазины и покупки

Свежие публикации

Будет ли в Турции президент?
Россия и Турция – безвизовый режим
Отдых в Турции
Морская блокада Ливии.
Экология городов Турции
Новости экономики Турции
Расположение Турции
Виза в Турцию
Альбом Сердара Ортача
турецкий исполнитель Gencligin Gozyasi

Купить диплом института - здесь. Лучшее предложение!

История

Невруз - это праздник весны

Невруз
Невруз - это праздник весны, который широко распространен на территории тюркского мира от севера до юга, и от востока до запада, и празднуется многими тюркскими обществами, проживающими на этой территории. Считается, что все праздники рождаются под влиянием религиозного или национального верования, общих воспоминаний, интересующих общество, традиций, чувств и природы.

Как правило, весенний праздник, называемый «невруз», или «новый день» по фарси, празднуется с пробуждением человеческого духа в природе. Известно, что такой праздник, то есть особенные дни, имеющие место в связи с переменой времени года, имеется под различными названиями у разных народов.

Например, празднуемое в христианском мире рождество с символическим дедом Морозом, несущее с собой на санях, с запряженными в них оленями, из снежных краев радость и надежды, является другим образцом этого праздника. На праздновании его чувства скуки по весне, отражаются в мотиве елки. Это празднование одновременно означает и смену календаря, также как и «праздник весны, справляемый тюрками.

Здесь привлекает внимание «время начала весны». Тюрки отождествляли это время с днем «просыпания ото сна земли». Тюрки, таким образом, отражали эту большую радость в молитвах и просьбах к Богу:

«...Ты (отец тюрков) был создан в день, когда в небе впервые загремел гром, когда земля впервые покрылась шестьюдесятью видами цветов, когда впервые послышались голоса шестидесяти видов животных!»

У кочевых племен тюрков – мусульман, которые первыми приняли ислам, этот праздник, являлся одним из обычаев, не противоречащих исламу, таких, как большая охота, пир, «юг», и др. Поэтому эти традиции передались нам в качестве общего культурного наследия. Они сохранились со времен, дата которых точно не известна. Они передавались от отца к сыну, не сталкиваясь с вопросами почему?, для чего? и как?. Традиции с этой их особенностью являются одним из наиважнейших факторов, усиливающих внутреннюю связь народа. Этот день, в который празднуется приход весны, тоже является традицией.

Благодаря имеющимся историческим источникам, стало точно известно, что невруз является одной из самых древних тюркских традиций. Он со своими неизменными особенностями новизны, радости, начала нового года наблюдается на обширной географической территории и в наши дни. Сведения о неврузе имеются в большом количестве источников: от китайских до «Кутадгу Билига», от кашгарского Махмуда до Бируни, от книги Мулька о политике до календаря Меликшаха и законов аккоюнского Хасана-бея Длинного. Известно также, что начало праздника «Невруз» отмечали прочтением стихов «Неврузие» и «Бахарие» правитель Сиваса Кады Бурханеддин Ахмед, создатель туркменского государства Сафевидов Шах Исмаил (Хатаи), османский султан Ахмед-1 и султан Мурат –4, Мустафа Кемаль Ататюрк; такие представители духовенства как Казаскер, Баки Эфенди и шейх-уль-ислам Ягья – эфенди; поэты Кулоглу, Пир Султан Абдал, Кайгусуз Абдал, Шукрю-баба, Хусню-баба, Фузули, Нев-и энди, Неф-и эфенди, Недим, Хусеин Суад и Намык Кемаль; везирь периода Фатиха Ахмет – паша; великий азербайджанский поэт Шехрияр и великий туркменский поэт Махдум-кул.

Кроме того, известно, что невруз более семисот лет занимал место в нашей культуре и как один из наиболее древних ранних макамов тюркской музыки. Этот макам был впервые использован урмийским Сафыюддином Абдульмумином Урмеви (1224-1294 гг.). Таким образом, у нас имеется более двадцати макамов.

Происхождение невруза не связано прямо ни с суннизмом, ни с шиизмом, ни с орденом Бекташи, так как он уходит корнями в доисламский период. То есть он не является праздником определенного религиозного направления. Поэтому неверно отнесение его к какой-либо вере, ордену, секте, использование его в сепаратистских целях. Это противоречит исторической реальности.

Тюркские республики Узбекистан, Казахстан, Киргизстан, Туркменистан, Азербайджан, объявившие суверенитет в 1990 г., и Татарстан в составе Российской Федерации, признали праздник эргенекон (невруз) «национальным праздником».

Они придают большое значение празднованию этого дня. Эргенекон (невруз), происходящий из тюркской культуры, является праздником, всесторонне обогащенным тюркскими традициями, основу которого представляет тюркская пяти-тысячелетняя история. В Турции невруз тоже объявлен праздником в 1991 г., в тот же день, что и во всем тюркском мире, но без выходного дня.

Невруз – это огонь, горящий душами предков, ожившими, расплавив железные горы Эргенекона, и объединяющий тюрков между собой. Этот огонь горел, не погасая, тысячами лет и в будущем зажжет своими искрами тысячи сердец, обогреет в «костре общей культуры» тысячи душ. Пусть будет счастливым праздник тюркских народов Евразии невруз, пусть дни невруза несут в себе надежды на будущее.

Названия невруза в тюркском мире.

Известно, что невруз (новый день), дошедший до нас со времен гуннов под различными названиями и означающий просыпание ото сна природы и народа, праздновался под названиями: невруз, навруз, новруз, султан-и невруз, султан-и наврыз, наврез, неврис, наорус, новроз, наврыс ойикс, невруз норус, улустын улу, куни, улусун улу гюню, улу кун, эргенекон, бозкурт, чаган, бабу марта, курклю марта, иктияз ёртусу, ени гюн, енги кун, ени йыл, март докузу, мереке, мейрам
нартукан, нартаван, ысыакх байрамы, алтай кодургени, бахар байрамы, ёрюк байрамы, меврис.

Невруз и используемый тюрками календарь, основанный на 12 животных

Календарь является важным для людей элементом культуры. В настоящее время этот вопрос стал специальностью, отраслью знаний. Необходимость в календаре в прошлом складывалась в зависимости от создававшихся условий. Поскольку тюрки были полукочевыми племенами, имеющими степную экономику, они должны были быть знакомы с календарем. Таким образом, календарь возник как элемент культуры в необходимых для этого условиях.

Тюрки, существование которых зависело от земли, для начала выгона животных на летние пастбища с приходом весны и начала посевов (для занимающихся земледелием) использовали календарь, соответствующий их традициям. Как известно древние тюрки годы и месяца называли названиями животных.

Начало нового года приходилось на 21 марта. Однако из-за разницы в 13 днеймежду солнечным и лунным годами, празднования в некоторых обществах осуществлялись не 21-е марта, а 9-го марта, иногда 1-3 апреля и 21-го июня.

Известно, что религии признавали такого рода празднования и считали их святыми. Тюрки, в процессе принятия мусульманства пытались приспособить к исламу новый год («йылын баши» или «ени гюн»), который имел свое место в народных традициях и религии древних тюрков - шаманизмом и имеющий признаки ханифизма, в некоторых тюркских дестанах (об Эргенеконе, о переселении и т.д.), в других верованиях.

«Март Докузу» (9-е марта), который некоторые общества считали днем рождения святого Али, некоторые – днем женитьбы святого Али на святой Фатьме, иные – днем происшествия Кербела, когда святой Хусеин вместе со своими товарищами попытался захватить халифат, а некоторые – днем рождения Хасана и Хусеина, из дестана превратился в сказание, из сказания - в легенду, из легенды – в молву, а затем стал культурным образом.

Невруз из окрестностей Енисея и Орхона достиг Алтая, а оттуда по пути движения гуннских тюркских племен в Европу – Венгрии и Балкан. С 800-х гг. н.э., с переселением с юга Каспия в Анатолию, этот день стал праздноваться на новой территории.

Более того, согласно последним исследованиям об американских индейцах, на территории их проживания невруз тоже праздновался в таком же духе. Тюрки - мусульмане пытались приспособить к исламу лишь обоснование этого праздника, дошедшего до них из будущего. А начало календаря некоторые связывали со святым Нухом (Ной), некоторые – с пророком Юнусом, а иные – со святым Али, однако оно продолжалось как остаток шаманизма.

Исторические источники невруза

Невруз, являющийся самым древним праздником тюрков, распространился ими по всей Евразии. Он существовал как продолжение древневосточных традиций. Согласно китайским источникам, за сотни лет до нашей эры гунны 21-го марта выходили в поле, взяв с собой приготовленную пищу, устраивали там весенние веселья, то есть сегодняшняя традиция действовала и тогда. Такие же традиции наблюдались после гуннов у уйгуров, сохранились до наших дней.

В период уйгуров были нарисованы картины, изображающие празднования невруза. «Шехнаме» Фирдевси, связывающие невруз с иранскими традициями и другие источники обманчивы. Так как сведения о неврузе в них начинаются с 11 века.

В иранских текстах нет каких-либо следов или записей о неврузе относительно периода до н.э. Однако у гуннов такие источники имелись.

Писатель 11 в. Низамуль Мульк в своём произведении «Сиясетнаме» упоминает об этом празднике. Он, отмечая, что этот праздник одновременно является новым годом, описывает традиции невруза. Кашгарский Махмуд в произведении «Диван-и Лугатит Тюрк» говорит, что началом года у тюрков является невруз, и что началом тюркского календаря, основанного на 12 животных, является 21 марта.

Известно, что у сельджуков в день невруза устраивались развлечения, веселья, готовились особые блюда, дарились особые подарки. Тюрки-сельджуки неврузом признавали день, когда солнце входило в знак Овена.

Невруз ярко праздновался и в османский период. Члены общины Каракечичли, относящиеся к роду Каи, из которого произошла династия османов, 21-го марта собирались вокруг гробницы Эртугрула-гази и устраивали здесь праздник. Другим названием этого праздника является «праздник юрюков». Можно предположить, что такое название он получил, поскольку в период Османов 21 марта был днем, когда султан принимал поздравления в связи с неврузом, народ праздновал невруз, устраивались веселья, праздником, в котором участвовал сам султан.

Невруз, праздновавшийся в османский период, продолжал оставаться официальным праздником и в первые годы существования Турецкой Республики.

Движение, начатое Ататюрком, было направлено на присвоение тюркскому народу, оставшемуся на втором плане, начавшему забывать, его культурную принадлежность, его сущность. Как этого можно было достичь? Путем возвращения к родному, к своим культурным ценностям, обычаям, традициям. По этому поводу Ататюрк говорил: «Давайте будем помнить о том, что народ, не имеющий своей личности, становится добычей другого народа». «Какой бы ни была направленность образования нашей молодежи, нужно в первую очередь учить их нашим традициям, национальным обычаям и борьбе с врагами тюркской независимости».

В этом заключалась сущность народного движения. Вместе с тем одной из основ движения Ататюрка было и указание народу, приобретшему свое национальное «я», свою личность пути к модернизации.

Это возвращение к собственному, родному, к своей истории, культуре и было сущностью патриотизма. Поэтому, как известно, он (Ататюрк) очень внимательно останавливался на каждом из элементов национальной культуры, на мельчайших ее особенностях. Примером этого является проявление внимания к неврузу. 22 марта 1922 года по указанию Ататюрка в районе Анкары Кечиорен были устроены народные гуляния по поводу невруза, в которых участвовал и сам Ататюрк.

Что бы не являлось источником невруза, этот праздник, существовавший у тюрков с 3 в. до н.э., со времен Мете-хана, является традиционным весенним праздником. Особенно привлекает внимание наличие следов невруза у тюрков – саха, т.е. якутов, которые вот уже около 1200 лет не имеют никакой связи с другими тюрками. Если предположить, что невруз был традицией западного происхождения, то нужно, опираясь на исторические источники, объяснить, как этот праздник достиг сахов (якутов) и продолжал свое влияние среди них на протяжении 1200 лет. Если нет, то источником, скорее всего, нужно признать гуннов или тюрков более древних времен. В результате этот праздник распространился повсюду и ярко отмечается в Афганистане, в Иране, Ираке, Сирии некоторыми группами и во всем тюркском мире: на обширной территории от Великой Китайской стены до Адриатики, от Индии и Афганистана до Якутии, Чувашии, Татарстана, Молдовы, Венгрии и Балкан.

Традиции, связанные с празднованием невруза.

В связи с этим весенним праздником, отмечаемым под разными названиями, и, в большинстве случаев, под названием «невруз», у тюрков зародились различные традиции. Эти традиции и церемонии встречаются в средней Азии, на Балканах и даже в обычаях американских индейцев.

Киргизы отмечают невруз в марте и признают его первым днем нового года. В этот день они готовят особое блюдо, называемое «ноуруз кёджо». «Кёджо» - это своего рода похлебка, приготавливаемая из сеченой пшеницы или кукурузной крупы.

Казахи тоже готовят это блюдо. Кроме того, они читают молитву Мевлют на церемониях празднования невруза. В этот день в домах делается уборка, надеваются новые наряды. В процессе празднования невруза они разбивают о стены домов или какие-либо предметы глиняные чаши, прыгают через огонь, ставят шатры и накрывают столы.

В районах Самарканда, Бухары, Андижана узбекской республики, празднования, начавшиеся в день невруза, продолжаются неделю. В это время люди ходят из одного шатра в другой и поздравляют друг друга с праздником. Угощением при этом является плов, называемый «аш». Устраиваются такие зрелища, как борьба, лошадиные скачки, петушиные бои.

В Таджикистане невруз празднуется с начала марта до 21-го числа с целью встречи весны и оживления природы. Молоко - один их семи продуктов питания на букву «ш», которые нужно потребить в день невруза, символизирует чистоту, сладости – радость жизни, сахар – отдых и прохладу, свеча – поклонение огню, гребень – женскую красоту.? После принятия ислама семь других предметов на букву «ш» заняли их место.

В Афганистане невруз празднуется тюрками как день рождения. В это день каждый надевает свои обновы, посещаются кладбища и родственники, устраиваются соревнования по борьбе и игры с козленком. Люди стараются среди тюрков. В этот день позабыть об обидах. Существует вера в то, что год пройдет так, как проведешь его первый день.

В Туркменистане народ празднует невруз так, как в нашей стране (Турция) празднуются религиозные праздники: посещаются родственники, отправляются поздравления, невруз занимает широкое место в органах прессы.

Тюркский мир встречает невруз в ярких одеждах, радостными празднованиями и надеждами.

В Азербайджане невруз широко празднуется 21-23 марта. Посещаются кладбища. Приготовленные в это время плов и другие блюда раздаются неимущим. В обрядах «гапы пусма», «суя юзюк атма», «су баши», «баджа – баджа» продолжают жить старые традиции в разных мотивах. Сажаются для пускания ростков семена.

У каракалпаков «неврузом» и у крымских татар «наврезом» является день равноденствия. «Меврис» у тюрков западной Тракии, «султаны-навруз» у тюрков Македонии и Косово, «илькьяз» у гагаузов празднуется с радостью и описанными выше обрядами.

Тюрки, расположившиеся на широкой географической территории, в день невруза играют, как правило, в следующие игры; гекбори – один из народных танцев, наиболее распространенных в Туркистане. Этот танец называют «гекбори», «копкари», «оглак/улак», «бузкаши», «кокпар», «кукбар». Скачки на лошадях, игра в джирит (дротик), работа с мечом, борьба, соревнования в силе на лошадях, синсин, хунту. Это, как правило, спортивные игры. Некоторые из игр были зрелищными. Их можно расценивать как народный театр или спектакль: Коскоса, верблюжья игра, игра «нет при посеве, нет при жатве, брат при еде», «кыш бовай», «ёлбарс», «аргымак».

Во время праздника невруз уделяется внимание и местным развлечениям. Молодёжь соревнуется в «мани» и стихах. Некоторыми из них были «халай», «яшил япраг», «хахышта», «Беновше», «бахтияр».

В Анатолии 21-го марта тоже устраивались веселья, играли в игры. В прошлом в этот день готовились пастилки, шербеты, особые подарки, которые раздавались всем от мала до велика. Эти обряды до сих пор сохранились под названием «пастилочные гуляния» (Месир маджуну шенликлери). В Анатолии этот обряд совершается в день праздника ёрюк.

Невруз, известный в Анатолии под названиями «султаны невруз», «невруз султан», «март докузу» и «март бозуму», продолжает жить в турецком обществе вместе с его обрядами.

Невруз у туркменов - тахтаджи приходился на девятое марта по старому календарю и назывался «султан невруз». Невруз праздновался в первый день выхода в яйлу 22-23 марта. Туркмены тахтаджи считают невруз днем, когда необходимо накормить и напоить умерших. Здесь проявляет себя культура предков древнетюркской системы вероисповедания.

22 марта у них является кануном невруза. В этот день ведется подготовка к неврузу. Стирается бельё, готовятся различные блюда. Праздничной едой являлись пироги со шпинатом, яйца, крашенные луковой кожурой, тонкие лепешки, крученый пирог, сахар, горох, лукум и др. 23 марта после обеда женщины кладут в большую тарелку орешки и сухофрукты и «делят права». Раздается еда со словами «пусть насытятся души умерших». Этот день все проводят с улыбкой на лице, прощаются обиды. Участие в празднике обязательно. Не участвующие в нем не признаются односельчанами.

Юрюки считают, что с неврузом заканчивается зима и наступает весна. Если у селян 22 марта, а у жителей городов день невруза не приходится на воскресенье, то этот праздник отмечается в ближайшее к этим дням воскресенье. Сельское население 22 марта выходит в яйлу. Люди, еще раньше построившие пастбищные дома, приглашают в гости прибывших туда селян. Группа селян и жители яйлы приветствуют друг друга выстрелами из оружия и пожеланиями «счастливого невруза и богатого приплода». Гости размещаются в шатрах, где им предлагают угощения. Гости и хозяева вместе едят мясо принесенных в жертву владельцами стад животных. Во время празднования юрюками, которые являются суннитами, к молитвам, читаемым имамом, присоединяется и народ.

Молодёжь устраивает развлечения, поёт песни и тюркю, танцует, ест приготовленные блюда. Гуляния продолжаются допоздна.

В Газиантепе (город в Турции), его окрестностях и других районах юго-восточной Анатолии 22 марта называют «султан невруз». В Диярбакыре (город в Турции) народ празднует невруз, развлекаясь и устраивая гуляния. Людей, ходящих по домам с поздравлениями, угощают различными фруктами.

В Тунджели (город в Турции) и его окрестностях в этот день мужчины, мажут на лбы черную краску и идут к водным источникам. Там они смывают эту краску и молятся. В средней Анатолии невруз известен как «март докузу». В других районах празднования этого дня осуществляется подобно описаниям выше. Другими обрядами, совершаемыми в Анатолии, являются повязывание деревьев тканью, для защиты его от воздействия солнца («мартовская лента»), «мартовская порча», свойственная особенно для Гиресуна (город в Турции).

В Текирдаге (город в Турции) невруз считается концом холодных дней и началом весны и празднуется под названием «неврузские веселья». В Измире, Ушаке, Сивасе и Шебинкарахисаре действуют почти такие же традиции.

Как известно, старый календарь начинался с марта месяца. Считалось, что первые 12 дней марта представляют 12 месяцев, поэтому то, каким будет год, определяли по этим двенадцати дням. В этот день принято съесть семь видов продуктов, начинающихся на букву «С».

Невруз и цвета

Зеленый, желтый, красный цвета у гек-тюрков.
В результате произведенных на Алтае раскопок на могилах тюркских беев, живших в 7-11 вв., были найдены останки трупов, одетых в зеленые, желтые, красные шелковые одежды, что говорит о том, что эти три цвета имели для тюрков не только национальное, но и религиозное значение.

Флаг Великой империи сельджуков тоже состоял из зеленого, желтого и красного цветов. Великий иранский ученый Абдульджелил эль Казвини, живший в период 1110-1189 гг., в своем произведении «Китабун Накз», созданном в 1161-1165 гг., на 608-й странице говорит следующее:

«Если сельджукские государи и султаны набирали войско в сто тысяч человек, то у солдат имелось не черное знамя, а состоящее из зеленого, желтого и красного цветов».

Зеленый, желтый, красный цвета у османцев.
Армия Османской империи тоже носила знамена, флаги и бунчуки, состоящие из зеленого, желтого и красного цветов...

  Архив журналов

Фото и видео турции