Информация о Турции


Посольство России в Турции
Посольство Турции
Таможня в Турции
Валюта Турции
Необходимые телефоны
Климат в Турции
Транспорт в Турции
Прокат автомобиля в Турции
Правила вождения в Турции
Коды автом-номеров Турции
Погода в Турции
История Турции
Флаг и герб Турции
География Турции
Население Турции
Религия в Турции
Обычаи и нравы в Турции
Праздники Турции
Медицина в Турции
Виза в Турцию
Телефонные коды городов Турции
Флора и фауна Турции
Важно знать в Турции
Магазины и покупки

Музеи Турции

Развалина на территории Чорумской области

РУИНЫ ДРЕВНИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ЧОРУМЕ АЛАДЖАХЁЙЮК

Он находится в 45 километрах южнее Чорума, и на 17 километров северо-западнее района Аладжа. От Богазкёя до него 34, от Анкары 210 километров. Он находится внутри деревни Аладжахёйюк.

Это поселение впервые было открыто В.С Гамильтоном в 1835 году и с тех пор Центральная Анатолия стал местом поломничества ученых всего мира. В 1861 году году Г. Перрот приехал в Анатоми и проработав на месте поселение, вытащил из-под земляного налёта четырёхугольную башню и один рельеф. После этих исследовательских работ Перрот впервые высказал свою точку зрения, ято эти рельефы принадлежат времени хитит.

В 1881 году, учёные В. Рамсей, который отдал много сил и энергии для изучения остатков цивилизаций Анатолии, вместе с Вилсоном исследовал место древнего поселения и обнаружил ещё несколько рельефов. В 1893 году приехал в Е. Кантре, обследовал место поселения и вывел на поверхность вестибюль, находящийся между сфинксами и открыл входную дверь, неподалёку от него.

Рассмотрев найденные рельефы, Кантре, как и Перрот высказал убеждение, что это мместо поселения могло быть напрямую связано с жизнью дворца, о чем свидетельствовали сюжеты на рельефах.

Южнее двери со сфинксами находились статуи львов, после изучения которых и исследования надписи на входной двери, Кантре пришёл к выводу, что запись принадлежит фригскому времени и таким образом подтвердил мнение Рамсея.

Спустя годы, в 1906 году началось международное сотрудничество, по изучению этого древнего поселения. Н.Винсклер, Макриди Бей и директор Стамбульского Археологического Музея приступили к этой интересной и многотрудной работе. В 1907 году Макриди Бей провёл тщательные исследования перед сфинксовой дверью и обнаружил ещё несколько рельефов. Более широкие иссследования местности дали возможность установить местонахождение северного входа, после изучения которого состоялось сравнение с Богазкёйским входом.

Большие исследования исторического холма, в основном, начались по настоянию Ататюрка, при Республике. В 1935 году начались системные исследования местности, где приняли участие Хамит Зюбеир Кошай (Тюрк Тарих Куруму), Ремзи Огуз Арык и Махмут Акок, которые были продолжены до 1983 года.

С того года был сделан перерыв в исследовательских работах, которые вновь возобновились в 1997 году.

на этом месте обнаружено четыре слоя, которые свидетельствуют об историческом времени калколитик, древне-бронзовый, хитит и фригийском.

Исходя из этого:

калколитик – 4000-3000г.д.н.э., культурный слой 15-9.

древне-бронзовый-3000-2000г.д.н.э., культурный слой 8-5.

хитит -1800-1200г.д.н.э., культурный слой 4-2 слоя.

фриг– 750г.д.н.э. и до посл. врем., культ. слой 1.

Поселение было основано в эпоху калколитик, на высоком месте от уровня моря , на южной стороне бугра и имеет размеры небольшой деревни.

В этот период человечество строило из камня, а крышу покрывали камышом.

За этим периодом следует другой пласт (4 слоя), который относится к древне-бронзовому веку. Здесь обнаружены 13 королевских могил.

Могилы, найденные в определённом месте поселения, относятся к 5 и 7 пластам. Эти могилы считаются уникальными и в Анатолии, и в Ёнасье. Могилы принадлежат взрослым женщинам и мужчинам. В них нет детей и младенцев. Здесь также, все покойники захоронены по отдельности. Здесь картина захоронений в корне отличается от прочих захоронений, обнаруженных в Анатолии. Здесь имеются ‘’посмертные подарки’’, которые были самыми ценными в древне-бронзовую эпоху и которые были широко известны в Ёнасье. Среди этих подарков имеются такие, которые доселе нигде не были обнаружены, например имеются: солнечные птицы, статуи газелей и быков, различные украшения, меч, кама (маленький двустороний меч), топор и боевое оружие, а также предметы из жжёной глины, различные камни, золото, серебро, бронза, медь и произведения, сделанные из различных металлов.

Архитектурные особенности и строительный материал поселения, в точности отражает типичные черты архитектуры Анатолии в древне-бронзовый век.

Культурный слой времени хитит, здесь составляет 3 слоя. В 250 метрах от основного сооружения, обнаружена система оборонительно свойства и два входа, через которые обеспечивался вход в город. Один из этих входов-дверь со сфинксами, находящаяся на юго-восточной стороне, а другой-вход, который находится на западе поселения.

Предположительно, дверь со сфинксами обеспечивал вход к месту религиозного значения. На этой двери имеют место дыва сфинкса. Они высечены на монолитном камне двухметровой длины и привлекают особенное внимание их головы. Сфинксы, которые выглядывают из камня, стоят на коротких ногах. На сфинксе, который расположен на восточной стороне, виднеется орёл, несущий зайца. На востоке и западе сфинксовой двери расположены две башни, на которых имеются рельефы, которые дополнены пластическим рисунком. Фрески западной башни просматриваются неплохо. Здесь видны снизу цены раздличного содержания, а на верхней фреске даню сюжеты на темы охоты. Здесь представлены фрагменты правздненства, которые были посвящены богу ветра и которые были традицией ещё со времени хитит, где в поклонной позе стоят король и королева, которые считались главным жрецом и жрицей праздненства. За этой фреской следует другая, которая повествует о других моментах праздника.

На восточной башне сидит богиня, которая общается с народом, которые молятся перед ней. Эта фреска тоже является продолжением темы религиозного культового праздника.

Если пройти сфинковую дверь и пройти весь комплекс, на правой стороне можно увидеть сооружение, которое названо ‘’мабет –сарай’’. Это сооружение типично для времени хититов.

Сооружение состоит из амабаров и помещений хозяйствнного назначения.

РУНИНЫ ДРЕВНЕГО ПОСЕЛЕНИЯ В БОГАЗКЁЙ (Хаттусас)

Это поселение находится в 82 километрах юго-запанее Чорума. С Анкары, расстояние до этого места составляет 208 километров. Древнее поселение Богазкёй, который расположен в центре поселения хитит, находится на юге равнины, которую пересекает река Будакёзю, где скалистые образования и природный ландшаф создали высоту, около 300 метров. С севера и с запада поселение защищено обрывистыми спусками. Город был открыт только в северную сторону, а другие стороны окружены плотными оборонительными стенами.

Хаттусас был открыт в 1834 году Шарлем Тексиером, который прошёл это место и ознакомил с ним научный мир. Между этими руинами и эпохой хитит, впервые установил связь Сайдже. До этого времени считалось, что центром хитит была Сирия. В 1882 году, Карл Хуман и Отто Пушстейн приехали в Богазкёй вместе и впервые разработали план комплексных работ на этом месте.

Ими были вынесены на поверхность предметы, являющиеся принадлежностью Язылыкая, которые стали достоянием Пергамо Музея. Е. Кантре свои первые раскопки на этом месте осуществил в 1893-1894гг., а в 1905 году, приехали в Богазкёй Макриди и Н. Винсклер о продолжали раскопки до 1917 года.

В 1932 году начались раскопки Археологического Института Германии, во главе с Куртом Беттелем, которые были прерваны во время Второй Мировой Войны, за затем снова продолжены до 1978 года. С 1978 по 1993 гг. здесь продолжались работы, под руководством доктора Петера Неве, которые передал исследовательскую эстафету доктору Журген Шеехеру (1994г.).

На месте руин древнего поселения Хаттусас, просматривается культурный слой, начиная от 3 столетия д.н.э. Доказано, что в этом районе, в древности была плотная населённость. Как известно, в 19-18 столетиях д.н.э. здесь имело место поселение Нижний город (‘’Ашагы Шехир’’), а также наличествовали ассирийские торговые колонии.

Как доказано археологами, жизнь поселения протерпела отрицательное влияние грандиозного пожара, и как считается, виновником пожара являлся король Кушшары, Анитта.

По документам древности, с 1700 гг. д.н.э. Хаттусас снова был открыт для посления и в 1600г.д.н.э. достиг такого уровня развития, что стал столицей Государства Хитит.

Возрождателем местности стал соплеменник Кушшара, Хаттушили.

После того, как город стал столицей, обнаруживаются три места, где имеются значительные сооружения. Здесь имеется городской дворец двухкилометровой величины, святилище и жилые кварталы.

К развитию этого посления имеют отношение три хитиских короля.

Их имена, Хаттушили Третий, его сын Тудхалия Четвёртый и внук Шуппилулиума Второй. Шуппилулиума Второй был последним правителем хитит, при котором, в виду экономических и политических проблем, распалось государство, после чего столица была заброшена в течение 4 столетий. (События 1190г.д.н.э.)

Спустя некоторое время , а именно в 8 столетии д.н.э. поселились фригийцы.

В эллинскую и римскую эпохи (3 стол.д.н.э. и 3 стол. нашей эры) Хаттусас был превращён в маленькое княжество, окружённое плотными стенами, а в византийское время выглядел простой деревенькой.

У Хаттусаса есть и квартал, который именуется Верхний город (‘’Йукары Шехир’’). Это место является подтверждением продолжающегося развития города до 13 столетия до нашей эры.

Верхний город состоит из святилищ и священных мест. С юга город окантован стеной, где имеются пять входов. На самой высокой южной точке городской стены, расположена сфинксовая дверь. Две двери расположены на южной городской стене и находятся друг против друга, одна на восточной части стены, а другая-на западной.

Верхний город показывает три культурных слоя. Первый слой показывает структурное сходство со временем, когда были построены городские стены. Второй слой начинается с момента, когда городские стены уже начали разрушаться и были применены восстановительные работы. Сооружения этого времени, как святилище и жилые строения, показывают, что город принимает более совершенный вид.

А в последнем культурном слое поселения, обнаруживаются и строения хозяйственного типа, свойственные уже более поздним временам.

В Верхнем городе имеется квартал, называющийся Мабетлер, простирающийся от сфинксовой двери до Нишантепе и Сарыкале. На этой территории обнаружены множество святилищ, имеющих отношение к различным периодам человеческой цивилизации.

Особенностью всех святилищь является наличие широкого двора, откуда имеется вход в центральное помещение, через которое можно попасть в нижние, обрядовые комнаты.

Все находки с мест святилищ, подразделены на пять групп:

1. Керамика

2. Инструменты и приборы

3. Оружие

4. Предметы культа

5. Документы написанные на пластинах-письменах.

При входе в Верхний город, перед самой большой крепостью находятся Нишантепе и Гюнейкале, стоения на которых относятся к периоду после хитит и привлекают особое внимание. Учёные относят эти сооружения ко времени фригов, к 7-6 столетиям д.н.э.

Хититские остатки здесь обнаруживаются в трёх районах:

Южный проход Бюйюк кале, обе стороны дороги, которая ведёт к Верхнему городу и раннее поселение на севере Нишантепе и поселение Гюнейкале.

За исключением Северного и Южного сооружения, привлекающим внимание можно назвать Западное сооружение и Архив дворца. Здание, которое было повергнуто от пожара, имело цокольный этаж. В двух помещениях подвального помещения были обнаружены , письмена-платины (3300 штук) и 30 штук пластин, на которых была выжженная запись. Многие из этих пластин имеют государственные печати и относятся к королям Шуппилулиуму Первому и Шуппилулиуму Второму. Здесь, наряду с печатями королей, имет место и печати королев.

Поселение в Гюнейкале было осуществлено королём Шуппилулиумом Вторым. Здесь имеется три сооружения, привлекающих внимание . Это два сооружения, названные 1 и 2 комната. ‘’Вторая комната’’ расположена на западе северного угла. Это помещение имеет покрытие, которое сужается кверху.

Три стены Второй комнаты украшены рельефами. А на одной стене имеется фигура человека, повернувшегося влево и в длинном одеянии.

На восточней стене , также имеется рельеф, приналежащий времени Шуппилулиума. На западной стене наличествует письмо-платина с иероглифами.

Археологические исследования на месте этого поселения вывели на свет свойства дворцов периода хитит (13-12с.д.н.э.).

Стены крепости, у которой входная дверь находится на юго-западе, построены по технике "сундучного строительства".

При раскопках Бюйюккале не было обнаружено единого дворцового ансамбля, здесь были обнаружены различного рода и величины строения, большие внутренние помещения, дворы, галереи, которые , соединяясь между собой, связывали все дороги внутри крепости. В крепости находятся архивы, склады, больгшая гостиная, святилища и другие хозяйственные сооружения.

После времени хитит, идёт уже культурный слой, характеризующий времена фригийцев.

Самым интересным местом, с точки зрения архитектуры, является Большой Мабет. (Мабет 1.).

Большой Мабет, который составляет центр северного города Хаттусаса, был построен, как святилище-дом бога ветра Хати и богини солнца города, Аринны.

Вокруг святилища построены мощёные дороги, площади и за ними есть дороги, которые ведут к четырём помещениям хозяйственного назначения. Большой Мабет отделяется от Нижнего города толстой стеной. Большой Мабет построен на каменной основе, был как и святым местом, также имел огромное значение, как экономический и торговый район, что подтверждается находками.То, что были обнаружены письмена на восточной сторне Мабета, доказывает наличие здесь архивов.

Окрестности Большого Мабета окружены сооружениями, которые имеют первостепенное значение.

Святилище Язылыкая

На северо-востоке Хаттусаса, в 2 километрах находится это святилище, которое состоит из двух скальных помещений, отражающих особенности строительства во времена хитит.

Эти два помешения названы Большая Галерея (1) и Малая Галерея(2).

Стены Большой Галереи, (вход –А) , с северной стороны украшены рельефами с божественными сюжетами, а восточные представляют сюжеты, при участии богинь. Рельефы так расположены, словно продвигаются в сторону западной стены.

Боги одеты в короткие хитоны, перепоясанные в талии, имеют обувь с приподнятыми носками.

Иногда виднеется и фигурный, изогнутый меч.

Богини же одеты в длинные юбки, а на головах у них присутствует головной убор, в виде цилиндра.

На западной стене, где сходятся восточная и северна стена имеется сюжет, при участии главных богов. Здесь присутствуют боги гор, над которыми срельефирован бог воздуха Тешуп, его жена, богиня, Хепати, а за ними сыновья Шаррума и орёл с двойною головой.

Сюжет рельефа, представляющего короля Тутхалию Четвёртого расположен на восточной стене.

Малая Галерея имеет отдельный вход (вход –Б), который по обеим сторонам снабжён созданиями, имеющими львиную голову, человеческое тело и крылья.

На западной стороне помещения имеется рельеф, с изображением 12 богов. На восточной стене изображены бог Кылыч и бог Шаррума, а также король Тутхилия Четвёртый.

Здесь имеются и три ниши, вырытые вскале, которые, по всей вероятности, служили местом хранения каких-то вещей королевской семьи, или же здесь выставлялись урны с пеплом умерших родных.

Остатки поселения в Ортакёй

Ортакёй находится в 53 километрах юго- восточнее Чорумской области, на северо-востоке равнины Аладжа, прямо на стыке равнин Гёйюнджек, Зиле и Амасья. Остатки древнего поселения находятся в районе расположения Тепелерарасы и Агылёню, в 2,5 километрах юго-западнее округа Ортакёй.

В 1990 году, руководство Чорумского музея начало здесь раскопки, которые были продолжены до 1991 года. После 1992 года начала работу археологическая экспедиция, под руководством профессора Айгуля Сюель, которые продолжаются и по сей день.

Поскольку местность, по географическим особенностям предрасположена к полевым работам, остатки древнего поселения пострадали.

В результате археологических исследований, проведённых по сей день, здесь был открыт дворец, построенный из крупного камня. В 150 метрах юго-восточнее этого сооружения были обнаружены склады, построенные по единой строительной тезнологии. Рядом с этими сооружениями, принадлежащими времени хитит, обнаружены и строения, относящиеся ко времени римлян, которое представлено захоронениями, в которых наблюдаются различные типы погребения.

Здесь, также, были обнаружены письмена – пластины (около 3000 шт.). Эти письмена, хранящиеся в Чорумском Музее имеют различную тематику: есть и религиозные тексты, а также имеются письма. Все они написаны методом вырезки.

Кроме этих писем обнаружены и предметы, такие как, керамика различных видов и форм, металлические предметы, украшения и другие предметы. Также обнаружены несколько печатей.

После прочтения текстов на плитах, учёные узнали название местности во времена хитит, тогда Ортакёй звали Шапинува.

ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО ПОСЕЛЕНИЯ В ПАЗАРЛЫ

Это древнее поселение находится в деревне Чыкхасан , что расположена в 30 километрах севернее Аладжа. В 1930-38гг. здесь были проведены раскопки, под руководством представителя Турецкого института истории доктора Зюбеира Кошая и Махмуда Акока, в результате чего были обнаружены слои, относящиеся ко времени калколитик, древне-бронзовому веку, времени хитит, фригов, а также эпохе классицизма.

Самым значительным слоем Пазарлы является фригские слои.

В результате раскопок были обнаружены крепость, относящаяся к фригским временам, которая стоит на каменном фундаменте, имеет стены из необожжёного кирпича, имеет два этажа, также имеет фасады, на которых просматривается фреска.

В эти времена, как правило, чтились воины, которые сражались с кентаврами, гонялись за дикой дичью в труднодоступных местах, поражали чудовищ. Здешние находки являются самыми интересными произведениями, представляющими цивилизации Анатолии в 7-6 вв.д.н.э.

Макет древнего поселения, который был подготовлен, исходя из сведений, почерпнутых из находок, а также другие находки экспонируются в Чорумском и Аладжахёйюкском Музеях.

В музеях Чорума и в Анкаринском Музее Цивилизаций , экспонируются разноцветные таблички, сделанные из жжёной глины, имеющие на себе такие изображения.

РУИНЫ ДРЕВНЕГО ПОСЕЛЕНИЯ В ЭСКИЯПАР

Это поселение располагается в 2-х километрах юго-восточнее Аладжахёйюк, в 25 километрах северо-восточнее Богазкёй, на трассе Аладжа-Сунгурлу, в 5 километрах западнее округа Аладжа.

В Эскияпар, археологические работы были начаты в 1968 году, представителем Музея Цивилизаций, Раджи Темизером, которые были продолжены до 1983 года.

В 1989-91гг., под руководством представителей руководства Чорумского Музея, археологические раскопки были продолжены. Здесь были обнаружены культурные слои, принадлежащие древне-бронзовому веку, хититскому времени, фригской эпохе, а также римской и эллинистической временам.

На северо-востоке и западе поселения были обнаружены руины городских стен, принадлежащих времени хититского государства. Жилища, которые здесь обнаруживаются, имеют квадратную форму, дворы вымощены камнем и очень сходны с традициями строительства в Богазкёй и Аладжахёйюк, что является доказательством хититской архитектуры.

На юго восточной части поселения, из жилищ, претерпевших пожар, были вынесены множество предметов из жжёной глины. Здесь, также, были обнаружены вазы с фресками, которые доказывают религиозное значение данной части древнего поселения.

Под хититским слоем археологи достигли пласта культурного слоя, относящегося к древне-бронзовому веку, где под одним домом был обнаружен клад с золотыми изделиями. Здесь также были найдены серебряные вазы, сирийская бутылочка, серебряный топорик, золотые иглвы различных типов и величин, бусы, серьги и браслеты. Все эти предметы показывали сходство с находками в Аладжахёйюк, Кюльтепе, Трое, Полиошни, а также с предметами такого же рода, Северной Сирии-Месопотамии.

Все эти находки экспонируются в Анкарском Музее Цивилизаций Анатолии.

ДРЕВНЕЕ ПОСЕЛЕНИЕ НА “ХУСЕИНДЕДЕ ТЕПЕСИ”

Это древнее поселение находится в провинции Ёрюклю, что в Сунгурлуинском районе Чорумской области. В результате незаконных раскопок это древнее поселение потеряло многое из того, что сумело сохранить до наших дней.

Но после организаторских работ руководителей учебного процесса, факультета Истории, Языка и Географии Анкарского Университета, доцента Тунча Сипахи и доцента Тайфуна Йылдырыма, в 1997 году здесь начались планомерные археологические раскопки.

В ходе этих раскопок, в одном помещении, относящемся к древне хитискому времени, были обнаружены части двух ваз.

После тщательных реставрационных работ одна ваза была восстановлена и предстала в типе ваз, называемых ‘’Инандык’’. А другая ваза имело на себе такое изображение, которое указывало на её религиозное назначение. на изображении, которая находится на вазе наличествует силуэт акробата, проделывающего фигуру верхом на быке.

На первой вазе, у самого горла имеется изображение небольшого парусника и четыре бычьих головы, выставленных в ряд.

Вазы принадлежат времени хитит.

В результате этих раскопок также найдены длинношеие кувшины, с круглыми горлышками, сосуды, которые в научном мире именуются ‘’матара’’, которые характеризуют ранний хитит.

к списку музеев Турции

  Архив журналов

Фото и видео турции